Как согласовать ТЗ, чтобы избежать Арбитража или получить решение в свою пользу

Эта статья самая длинная в нашей базе знаний. Тому, кто ее прочитал, не страшны споры в Безопасных Сделках.
А еще это просто полезная информация, которая точно пригодится в работе.

Заказчику

Конкретизируйте и детализируйте Техническое Задание

Чем больше внимания вы уделите составлению задания, тем выше вероятность, что фрилансер с первого раза поймет все правильно и сделает работу такой, какой вы ожидаете ее получить. Опишите свои пожелания максимально подробно и конкретно, насколько это возможно. Проиллюстрируйте ТЗ удачными примерами.

Сообщите, что для вас неприемлемо или не нравится (и такие примеры лучше тоже показать).

Описывайте свои ожидания как можно точнее
Зеленый цвет, который вы представили, когда писали ТЗ, может быть с теплым или холодным подтоном, насыщенный и темный, яркий кислотный или пастельный светлый. Лучше покажите на картинке, какой именно нужен вам.

Общепринятые правила, не закрепленные в официальном документе – не общепринятые.
Укажите ГОСТы или стандарты, которые нужно учитывать в работе, если они есть. Опишите свои ожидания как можно подробнее, если таких документов нет. Даже когда уверены, что вас поймут, потому что "все так делают" или вам кажется, что вы употребляете технический термин, который все должны понимать одинаково.

Не используйте слова, которые не обозначают ничего конкретного.
Современный, креативный, простой/сложный, красивый, яркий, продающий, нестандартный, дорогой/дешевый, стильный – это субъективные определения. Слова, создающие иллюзию понимания. Вы не знаете, о чем думает исполнитель, когда видит их, а он не знает, что представляете вы.

Если не составили подробное Техническое Задание
, будьте готовы согласиться с любым мнением и видением фрилансера. Отсутствие конкретики может означать, что вы полностью доверяетесь вкусу и профессионализму специалиста. Но лучше обсудите все подробности вместе до начала сделки. Задавайте вопросы и уточняйте все, в чем не уверены. До начала сотрудничества.

Работа просто не понравилась

Чтобы иметь возможность отказаться от работы по этой причине, в ТЗ можно добавить пункты

  • Работа до результата, устраивающего заказчика
  • Правки в работу вносятся до утверждения заказчиком

Если исполнитель не отклонил предложение с просьбой убрать или конкретизировать эти пункты, а подтвердил сделку – он дал согласие работать, пока заказчик не утвердит результат. Такие договоренности из сделки тоже подлежат обязательному исполнению.

Только при наличии этих или сходных по смыслу формулировок Арбитраж может учитывать субъективную позицию заказчика (формально все сделано по ТЗ, но работа не нравится) как достаточную для расторжения сделки.

Ведите переписку в чате сделки

Вы можете попросить исполнителя сделать что-то не указанное в техническом задании.

Исполнитель не обязан делать такую работу, но фрилансеры часто идут навстречу и соглашаются на изменения и дополнительные исправления.

Если договоренность зафиксирована в сделке, Арбитраж учтет ее наравне с прочими условиями. Если же вы договорились за пределами сайта – к сожалению, не учтет.


Исполнителю

Убедитесь, что верно понимаете ожидания заказчика

На вас, как на специалисте в области выполняемой работы, лежит ответственность за согласование ТЗ. Да, Заказчик тоже должен уделить внимание деталям, поскольку именно он заинтересован в получении нужного результата, но вы, как профессионал, должны до начала работы убедиться, что условия прописаны максимально конкретно, и вы понимаете, как именно будет оцениваться тот или иной пункт задания.

Конкретизируйте и детализируйте Техническое Задание

Мы рекомендуем на этапе согласования ТЗ максимально подробно описывать и уточнять все условия сотрудничества. Гонорар можно получить без участия работодателя, если проверка в арбитраже покажет, что

  • работа сдана в срок (исходные материалы, доступы и прочую информацию, необходимую для полноценного (например, коммерческого) использования нужно передать в сделке до истечения дедлайна. Скриншот – это не передача, а демонстрация работы, нередактируемые форматы изображений – тоже),
  • выполнены все пункты ТЗ
  • препятствие для выплаты гонорара – отсутствие связи с заказчиком или нежелание работодателя принимать работу по субъективным причинам (например, аргумент "не нравится")*
*Субъективное мнение заказчика может стать причиной для расторжения сделки, если в ТЗ есть пункты Работа до результата, устраивающего заказчика, Правки в вносятся до утверждения заказчиком или другие формулировки со сходным смыслом.

Вы можете отклонить предложение на этапе согласования и попросить убрать/конкретизировать эти пункты, но, если дали согласие на сделку с таким ТЗ, договоренность, как и все другие, подлежит исполнению.

Оценивайте риски на этапе согласования сделки

Перед тем как принять сделку убедитесь, что предоставленных материалов достаточно, чтобы выполнить и сдать работу в срок даже если Заказчик перестанет выходить на связь сразу после резервирования бюджета.

Если это невозможно, и рабочий процесс требует, например, промежуточных согласований, оцените этапы отдельно и пропишите стоимость этих этапов в ТЗ. Так, чтобы вы могли выполнить хотя бы часть работы без обязательного присутствия второй стороны в сделке, и получить гонорар за эту часть.

Если до начала сотрудничества предоставлены не все материалы, либо ТЗ сформулировано так, что его выполнение не зависит от вас на 100% – рекомендуем продолжить согласование до тех пор, пока вы не сможете гарантировать выполнение работы даже без присутствия Заказчика на сайте. Только в этом случае у Арбитража точно будет достаточно аргументов, чтобы принять решение в вашу пользу.

Соблюдайте и продлевайте сроки

Важный момент – дата дедлайна. Ее нужно актуализировать, если сотрудничество длится дольше чем планировалось. Новый срок вступает в силу, когда обе стороны в комментариях написали, что согласны с ним. Технически дедлайн ни на что не влияет, но, в случае спора, Арбитраж будет учитывать соблюдение сроков. Если точная дата нового дедлайна не согласована – сроком считается дата из технического задания.

Ведите переписку и передавайте работу только в чате сделки

Переписку и договоренности из сделки Арбитраж будет учитывать, если возникнет спор. Если вы договорились о чем-то за пределами сайта, к сожалению, эту информацию Арбитраж не учтет.

Фиксируйте в сделке передачу результата работы. Если есть файлы с промежуточными этапами, прикрепляйте их тоже по мере выполнения. Арбитраж не рассматривает файлы, переданные за пределами сделки. У комиссии нет гарантий, что работу не редактировали после дедлайна.

Рекомендуем также прочитать материалы Как правильно передать работу, чтобы получить гонорар в Арбитраже и Что будет, если Исполнитель передаст работу за пределами сделки.


Какие решения может принять Арбитраж

Кто входит в Арбитраж, как принимаются решения

Поддержка не рассматривает скриншоты и переписку из сторонних источников

Можно ли вернуть Заказчику комиссию и не получить отзыв?


Остались вопросы?

Напишите нам в виджет на сайте, команда поддержки поможет во всем разобраться. Как написать в поддержку